Интерактивная экскурсия в историю Верхнемазинской школы

«Аз да буки – к мудрости ступеньки»

( читайте в "Учительской газете" № 4 за 2007 г.)

     Вы хорошо знаете, что хранилищем прошлого являются музеи. Один из них почти  более 25 лет  работает в Верхнемазинской средней школе имени Д.В. Давыдова.    Известно, что десять  последних лет своей недолгой жизни. Денис Васильевич прожил в селе Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии.

  В прошлом голу нашей школе исполнилось 140 лет. «Опросной лист»  из архива Симбирской губернии рассказывает о том, что в 1867 году сын героя-поэта Д.В. Давыдова отставной штабс-капитан Давыдов Николай Денисович рядом с церковью построил деревянное  здание  и принял непосредственное участие в создании школы первой ступени: стал её первым  попечителем. В 1872 году в с. Верхняя Маза было открыто волостное начальное народное училище. В конце октября  1879 года в Верхнюю Мазу по распоряжению директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова приехал инспектор Фармаковский, ознакомился с обучением детей, посетил уроки и  написал отчет по осмотру начального народного училища.   По данному отчету инспектора, в училище  было  три отделения: старшее, среднее, младшее,  учились 28 мальчиков. (Ф.99, оп.1, д.912, 82-84).

    В школьном музее также есть копии других архивных документов,  рассказывающих о том, что ежегодно школа получала от попечителя и казны средства на обучение. Перед вами  «Отчет о содержании народных училищ» - Ф.99, оп.1, д.1242, л.18-19,  «Служебный список начальных училищ 1895 г.- Ф.99,оп. 1, д.1251, л..7-8)  По этим документам можно узнать о том, как попечитель школы Николай Денисович заботился об обучении верхнемазинских детишек.

  В нашем музее можно увидеть вот такую чернильницу из усадьбы Давыдовых. Им пользовались и Денис Васильевич и Николай Денисович.

   К сожалению, не все желающие в это время могли учиться в школе: за обучение детей  крестьяне должны были платить деньги – это был общественный сбор.

   Как крестьяне приводили детей в школу?

       Держа сына за руку, отец с поклоном передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму    да за леность «угощать» побоями. Отец просил учителя:       

«Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи – чаще плеткой хлещи!».

   Чтоб идти в школу 19 века, надо было хорошо приготовиться. Как?  Во-первых, надо одеться. Без чего невозможно было идти в школу?

Об этом узнаете, если отгадаете загадки:

1.     Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.

2.      Весь в крестах, а почета нету.

     3.   В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер.

     4.  Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет.

Молодцы, все вы догадались, о чем идет речь,  но первым был….. Поэтому я с удовольствием даю вам померить эти лапти.

  Посетив уроки в Верхнемазинском начальном училище, инспектор народных училищ отметил, что ученики показали удовлетворительные знания по Закону Божьему, родному языку, чтению.  Он доложил Директору народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянову о том,  что в день осмотра  Верхнемазинского училища расписание уроков не было вывешено. Помогите верхнемазинскому учителю Михаилу учителю Бадигину! Посмотрите на это   расписание уроков, и скажите, нет ли ошибок, могло ли оно быть таким в 19 веке.

1. Арифметика

    2. Закон Божий

     3. Родной язык

Без сомнения, вплоть до 1918 года самым главным  уроком в расписании был Закон Божий, на котором  изучали Библию, на дом дети получали задание учить библейские истории и  молитвы. Молитвы были  написаны с помощью букв кириллицы.» Лучше всех ученики знали молитвы перед ученьем и после ученья. Хотите  прочесть? Попробуйте! Слайд 25.

Молитва предъ ученiем.

 Преблагiй Господи! Ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы внимая преподаваемому нам ученiю, возросли мы Тебе, нашему создателю, во славу, родителям же нашим на утешенiе и Отечеству на пользу.

Молитва после ученiя.

 Благодаримъ Тебе, Создателю, яко сподобилъ еси насъ благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей. Ведущих нас къ познанiю блага, и подаждь намъ силу и крепость къ продолженiю ученiя сего.

 

   В нашем музее вы можете полистать книгу «Сказание о святом Георгие», изданную в 1849 году. На титульном листе чернилами выведено: «Сия книга принадлежит Александру Асокину». На стенде можно увидеть фотографию его потомков – верхнемазинских крестьян Осокиных. Эта книга как большая ценность передавались из поколения,  по ним училось несколько поколений Осокиных!

 А с 1875 года ученики 1 класса учились вот по такой «Азбуке» графа Льва Николаевича Н.Толстого.

Начиная с 1864 года,  многие поколения крестьянских детей  учились читать и писать по  учебнику Ушинского.

А теперь   подскажите      последнее слово в пословицах:

1. Аз да буки избавят нас от …(скуки)

2.  Аз, буки, веди - страшат что …(медведи)

3.  Азбука – наука, а ребятам – ….(мука)

4.  Азбука – к мудрости ….(ступенька).

В школе 19 века розгами наказывали ученика за отсутствие старания, леность в учебе, за малейшую  шалость, за непослушание, так же поступали, если кто-нибудь  дома оставлял ученические принадлежности.

 Отгадайте, что лежит в этой холщовой суме ученика 19 века.

       1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает                                 (правильно, это книга).

        2.  Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, и он будет говорить       (правильно,  отгадавшим первыми эту загадку  дарю гусиное перо)

Как вы думаете, трудно было учиться в 19 веке?

Да, трудно грамота давалась нашим предкам в старину,

        Но старались:  стыдно было не учиться ничему…

        Знал каждый крестьянский мальчик:

       Чему Ваня не научился, того Иван не ……(выучит).

        Голова без ума  что фонарь без…(свечи)…

        Плод ученья …(горек), а плод его…..(сладок).

Автор проекта  экспозиции и музейного часа –

Узбекова Софья Сергеевна,

зам директора  Верхнемазинской СОШ имени Д.В. Давыдова.

 
Hosted by uCoz