Софья Узбекова,  учитель литературы.

                                            « Буйно рвётся стих твой пылкий…»

     Какое счастье, когда хотя бы  раз в жизни, хотя бы на несколько мгновений  любого из нас посещает поэтическое вдохновение!   Это состояние души  весьма таинственное, трудно уловимое и непостижимое быстрым взглядом. Это одновременно и блаженство, и мука, и величают её Музой. И где же ты, источник  вдохновения, где же родники поэзии Дениса Давыдова? Совсем рядом, в истории его жизни. «В безмятежной и блаженной жизни поэзии нет! Чтобы писать стихи, надобно, чтоб была гроза, буря, надобно, чтобы что-то ворочало и жгло душу», -- поэт- гусар не раз повторял эти слова. И сегодня,  читая стихи  поэта, мы можем сказать, что в его жизни было и первое, и второе, и третье. И предостаточно. При этом всегда присутствовало страстное, кипучее  «своеволье», присущее  только ему, Денису Давыдову, неординарной личности и оригинальному поэту. Доказательство тому -    поэтическое наследие, его стихи, в которых он сам и его герой составляют  нерасторжимое, братское единство. 

   …Вот ему нет и  девятнадцати лет, однако как результат долгих, глубоких переживаний и мыслей появляются басни – простые, но очень динамичные и смелые. В одной из них «Голова»  получает грозное предупреждение от «Ног» : «…можем иногда, споткнувшись – как же быть,--Твое Величество об камень расшибить!», и  Давыдов с позором изгоняется из императорской  гвардии. И с тех пор он «всегда гусар»: «кивер набекрень, и - ура! счастливый день!», «ментик с вихрями играет, конь сипит под седоком». Его герой становится идеалом для военной  молодёжи. И снова  устоявшуюся  торжественно- парадную тишину дворцов  взрывают «залетные», «зачашные» гусарские послания и призывания: «Бурцов, ёра, забияка, собутыльник дорогой! Ради бога и арака посети домишко мой…», «Стукнем чашу с чашей дружно! Нынче пить ещё досужно». Все это вместо воспевания в тяжелых стихах сражений, походов и подвигов царей и полководцев. К чёрту « Поэтическое искусство» Буало,  к черту светские и поэтические условности! Снова Давыдов  сражает читателя -  распахнутостью и безыскусственностью чувств, непосредственностью  эмоций и выражений :  в его  стихах появятся « французишки гнилые»,   « крестятся ведьмы и тошно чертям», потом он будет « за тебя на черта рад, наша матушка Россия!». Оказывается, ямб может стать  таким остроумным, раскатистым и скорым! Поэтический язык, оказывается, может быть легким, бойким и живым! При этом   молодой герой  Давыдова уже знает, что « завтра трубы затрубят, завтра громы загремят», «что проклятью предаемся, если мы когда-нибудь шаг уступим, побледнеем, пожалеем нашу грудь». Совсем немного - и «чу! Гулять не время! К коням, брат, и ногу в стремя. Саблю вон и в сечу! Вот пир иной нам бог дает» - пир кровавый, навсегда вошедший историю как Отечественная война 1812 года.

     Двадцатипятилетний  Давыдов снова покоряет и заражает свое поколение. И уже не только своим героем – первой в русской литературе отчаянной, лихой   натурой.  В его жизни и поэзии порыв могучих чувств - жажда бессмертной славы, сыновняя любовь к Родине  и страстное влечение  к женщине -   начинает звучать  как гармония. «Лететь», «бороться» и «любить» - эти три глагола руководят воином- поэтом, их можно встретить почти в каждом поэтическом творении.  Давыдов сам и его герой-гусар, герой-партизан  всегда «на скачку, на борьбу готов», «оторванный судьбы веленьем от крова мирного – в шалаш, на сечи, к пламенным сражениям»,  летит «стремглав, не дуя в ус, на нож и шашку», понимая,  что его жребий - «пасть в боях мечом победы пораженным».  Денис вместе с ним  стремится «туда, где бой кипит, где русский штык бушует», «в бурке на плечах, в косматой шапке кабардинской, горит в передовых рядах особой яростью воинской». Участвуя в восьми военных кампаниях «на буйной Висле, на Балкане, на Эльбе, на войне родной, на льдах Торнео, на Севкане…», он  в «летучих песнях» ратный подвиг воспевал. И молодой любовно- элегический герой поэта - страстный рыцарь- защитник,  когда у других поэтов- современников  он просто унылый и мечтательный юноша. Даже в минуту  признания  в любви к женщине, гусар-любовник не забывает о том, что  «первый долг», «долг священный вновь за родину восстать», что «полумертвый» не  перестанет «биться с храбрыми в ряду». Для Давыдова и его героя  нет ничего страшнее, чем «смерть встречать на постелЕ господином». Не хочет   гусар- партизан    «петь в креслах развалясь лень, негу и покой»/

       …И вот ему уже  пятьдесят лет, но ему так же  «легче горя своеволье».  Опять к чёрту «ложное хладнокровье» и   «обманчивый покой»! Его сердце – снова стихия. Стихия не только мазинских  далей и охотничьей гонки. Его сердце – стихия  всепоглощающей любви. Поэт-герой  «повстречал красавицу» свою и  «обомлел», как «гуляющий на воле солдат-беглец» при встрече  « с своим безбожным капитаном». Роковая встреча пробудила «поток в дубраве шумной», и хлынуло море «поэтических волнений, поэтических страстей»… И вот он «вознесен судьбою превыше всех!» Счастлив и  любим - «наперекор судьбы и сплетней городских»! Герой любит её «без страха, опасенья ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы». И «не оттого, что прекрасней всех». А оттого,  что она – «поэзия от ног до  головы». Оттого, что она - «звезда спасения» и при ней «беда земная недоступна». Оттого, что «сердцу нужна для трепетанья, как свет очам, как воздух для дыхания». Любит « затем, что это – она!». Но когда любимая уходит из его «мечтаний»,  «вслед стремится мысль, душа несется », и в  «душе развороженной» «стынет кровь, и жизни нет!»…

    Но, к счастью,  не  «прошла борьба страстей»! Она только изменила русло. И старого  партизана     посещала  не только   язвительная сатира – то, с чего   началась его поэзия. До последних дней жизни из него  «брызгали» и   воспоминания о ратном  подвиге народа, и письма к  друзьям, и ходатайства к  властям. Сквозь чернильные строчки  все узнавали прежнюю  страстную, кипучую  натуру -- того же самого Давыдова. Узнавали преданного сына Отечества. Пламенного бойца. Счастливого певца.

                                             При использовании ссылки на автора и источник обязательны.

Hosted by uCoz