Раздел 4.

 Концепция развития школы

 

Стратегические основания жизнедеятельности школы:

На современном этапе модернизации образования источниками  инновационных возможностей в МОУ Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа имени Д.В.Давыдова являются

 1. Демографический фактор.

С 2006 по 2010 гг. произошло значительное сокращение контингента учащихся в Радищевском районе, что негативно отразилось на деятельности МОУ Верхнемазинская СОШ. Данный фактор создал необходимость повышения конкурентноспособности школы в рамках муниципалитета и региона, разработке инновационных механизмов в осуществлении образовательного процесса, обновления миссии школы, выбора своего  особенного инновационного пути развития в зависимости от кадровых, материально-технических условий, социального заказа участников образовательного процесса и общественности.

Аналитическая деятельность показала наличие условий для создания такой инновационной модели, как сельская школа – социокультурный  центр.

2.     Новые государственные стандарты общего образования.

Введение их требует обновления содержания образования, освоения новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

     Они будут способствовать созданию условий для развития индивидуальности детей; способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся, дающих им возможность применения в реальной жизни для решения практических задач;

3.     Несоответствия между:

a.     Социальным заказом школе и предоставляемыми образовательными услугами (предшкольное образование, предпрофильная подготовка, профильное обучение, работа с одарёнными учащимся, интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу);

b.     Требованиями государства к повышению качества образования и его фактическим состоянием;

c.      Требованиями САН ПИНа и Госпожнадзора к созданию условий для здоровьесбережения и комплексной безопасности обучающихся и материальными затратами на реализацию мероприятий по созданию в ОУ необходимых условий;

d.     Высокими требованиями к профессиональному мастерству и качеству труда педагогических работников и государственной поддержкой работников образования;

e.      Профессиональным уровнем руководителей ОУ и требованиями к знаниям и умениям в области информационных технологий, менеджмента в образовании.

4.     Потребности образовательного процесса.

В условиях введения новых образовательных стандартов общего образования, внедрения независимой оценки качества знаний на всех ступенях обучения, повышение формирования  компетентностей у учащихся необходимо совершенствование образовательной программы ОУ и приведение ее в соответствие с требованиями нынешней ситуации в системе образования; совершенствование программно-методического обеспечения по всем предметам; систематическое внедрение новых педагогических  технологий обучения и воспитания; совершенствование внутришкольной системы контроля качества образования; создание механизма смягчения процесса адаптации учащихся при переходе из дошкольной группы в начальную школу, из начальной в основную; интеграция и использование возможностей учреждений дополнительного образования,   культуры, сорта и др. для решения образовательных задач.

 

5.Внедрение нового механизма финансово-экономической деятельности

         На данный момент произошло внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования, НСОТ работников школы, отработаны механизмы финансирования школы из муниципального бюджета. Но в каждом из вышеперечисленных вопросов существуют нерешенные проблемы:

-Преобразование мунициапального ОУ в  муниципальное бюджетное учреждение должно приведёт к большей  степени самостоятельности школы.  - Совершенствование механизма стимулирования работников школы и стимулирующей части ФОТ;

- Введения режима экономии средств муниципального бюджета при условии, что сэкономленные средства должны идти на развитие школы.

6.     Изменения в ценностях и установках потребителей  образовательных услуг

- создание механизмов  получения  образования профильного уровня в условиях сельской местности;

- использование информационных ресурсов для получения дистанционного профильного и дополнительного образования;

- использование возможностей системы дополнительного образования для удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

     - развитие воспитательной системы школы как целостного условия становления со­циально-ориентированного и ориентированного на саморазвитие человека.

 

 

 

4.1. Стратегические основания жизнедеятельности и главные характеристики внутренней среды школы

.

1.1. Базовые ценности школы, ее философия

 

 Мы верим, что каждый ребенок одарен и талантлив! Развивать, оберегая в ребенке инди­видуальность, опираясь на его природные задатки и способности, создавать условия для макси­мально полного проявления лучших качеств Человека. Наша сельская школа – школа, решающая задачи поиска, воспитания и обучения, развития и поддержки одаренных детей.

     В  процессе реализации предыдущей программы развития школы на 2005-2010 гг в условиях демографического кризиса в сельской местности мы создали сельскую адаптивную школу – школу равных возможностей, т.е. со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, дети-инвалиды.  Исходя из этого, структура образова­тельного учреждения состоит из трех ступеней:  

I ступень - начальные классы (формирование общеучебных умений);

II ступень - основная школа (целенаправленное формирование высоконравственной гармонично развивающейся личности);

III ступень — средняя школа (развитие объективного взгляда на собственную деятельность и её результаты, подготовка к вступлению во взрослую жизнь).

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изу­чал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения поставленных целей образования школа долгое время развивается, решая стратегическую идею - реализа­цию личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоя­тельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

    В  условиях духовно-нравственного кризиса общества, особенно  молодежи,  в 2011-2015 гг. мы хотим построить школу, в которой одним из самых приоритетных направлений будет формирование нравственно-патриотического, современного индивидуального и общественного социокультурного  сознания молодого поколения. Исходим из того, что его первый элемент - знание человеком фактов социального развития и культуры, которые он воспринимает как факты, события нашей, своей культуры, истории, социально-культурного развития в целом  (позиция - «Я знаю, что это наше, мое!»). Второй компонент (он главный, системообразующий) - положительное отношение к определенным, «нашим», фактам культуры, социально-культурного развития  экономики ( позиция - «Я горжусь, одобряю такие-то факты нашей культуры, социально-исторического развития страны»),  это и есть то, что обычно называют чувством патриотизма. Третий компонент – деятельный,  это готовность, настрой человека участвовать в деятельности по развитию социокультурного окружения,  в социально-экономическом развитии в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»).

Приоритетными ценностями педагогический коллектив признает личность ребенка во всем ее многообразии и своеобразии; совокупность компетенций, которыми должен обладать школьник, чтобы быть успешным в жизни, всю полноту знаний, накопленных человечеством за многовековую историю. Только человек, сумевший раскрыть и развить в себе индивидуальность, овладевший пол­ной гаммой жизненно необходимых компетенций, получивший достойное, конкурентно способное образование, может реализовывать личностно и социально значимые проекты.

 Исходя из этого, педагогический коллектив определяет следующие цели своей деятельности:

- способствовать созданию условий для развития индивидуальности детей;

- способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся, дающих им возможность применения в реальной жизни для решения практических задач;

- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами лич­ности;

 - совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

 - совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровь­е сберегающих технологий обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

 - в рамках школы-социокультурного центра развивать воспитательную систему школы как целостного условия становления со­циально-ориентированного и ориентированного на саморазвитие человека.

 

1.2. Миссия школы

 

В условиях нормативно-подушевого финансирования и общей динамики сокращения кон­тингента учащихся школа видит свою миссию в  дальнейшем развитии  по своему  особенному инновационному пути  как сельской школы – социокультурного центра.

Образовательный процесс в условиях такой модели школы открывает возможности для создания равных возможностей для всех обу­чающихся и проживающих в данной местности и представления образовательных услуг по различным формам обучения с  применением современных информационных и педагогических технологий. Этому способствуют договоры о сотрудничестве и  взаимном привлечении возможностей  ОУ (историко-литературный музей, сад-дендропарк, школьный спортивный комплекс, памятник Д.В. Давыдову на территории, и т.д.) и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других социальных партнёров.

  Приоритетные образовательные потребности, на удовлетворение которых работает школа:

Предшкольное образование. Объединение образовательных воз­можностей  дошкольной группы  и школы позволит сгладить остроту перехода от дошкольно­го к школьному образованию.

 Предпрофильная подготовка. Школа предлагает учащимся и их родителям возможность определения профессионального пути, начиная со второй ступени обучения. 

  Довузовская  подготовка. ГИА,  ЕГЭ, открытие класса довузовской подготовки Ульяновского государственного педагогического университета. Организация  групповых занятий позволяет подгото­вить выпускников школы к поступлению в вузы. В настоящее время для реализации данных образовательных потребностей  появилась возможность дистанционного обучения. В сотрудничестве с вузами и ссузами планируется проводить в дистанционной форме консультативные занятия.

Коррекционно-развивающее обучение. Интегрированное обучение в общеобразовательных классах с предоставлением дополнительных коррекционных занятий  по индивидуальным образовательным маршрутам. Дополнительное образование:  интеграция  возможностей дополнительного и  среднего общего образования  с целью развития одаренностей школьников по различным видам деятельности: академической, поисково-исследовательской, социальной, спортивной, художественной, для самореализации выпускников школы как социально активных граждан. Увеличение времени пребывания учащихся в школе для повышения уровня  учебно-познавательной мотивации,  отвлечение от негативного влияния, увеличение возможностей для расширения объемов предоставляемых услуг в рамках школы (кружки,  спортивные секции).

Школа как социокультурный центр способствует повышению рейтинга села Верхняя Маза, Радищевского района, привлечению инвесторов, открытию новых рабочих мест.

 

1.3. Модель выпускника школы

В основе образовательной модели выпускников нашей школы лежит формирование ключевых компетентностей.

    Под компетентностью нами понимается способность учащегося использовать познавательные умения для решения проблем, характерных для реальных жизненных ситуаций. Эти ситуации, как правило, новые для учащихся, связаны с их личной жизнью, с работой и отдыхом, с жизнью обще­ства. Проблемы, поставленные в рамках этих ситуаций, требуют от обучающегося, опираясь на имеющиеся умения и знания, полученные при изучении различных учебных предметов, применить свои способности в новом контексте, разработать подходы к решению проблем, проявить гибкость мышления. Таким образом, модель выпускника включает результаты как учебной, так и воспитательной деятельности.

  В государственном стандарте общего образования определены общие учебные умения, на­выки и способы деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы быть компетентными в решении реальных жизненных проблем.

1. Стандарт начального общего образования­

Образовательная модель выпускника начальной школы

 1. Познавательная деятельность:

 -  Наблюдение объектов окружающего мира: обнаружение изменений, происходящих с объек­том (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией), yстнoe описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения.

 - Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов по общему признаку. Различие целого и части.

 - Проведение простейших измерений разными способами: использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач.

Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для опи­сания свойств и качеств изучаемых объектов.

 - Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно со­ставлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

     2. Информационно коммуникативная деятельность

 - Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами доступными для воспри­ятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение  вслух (с соблюдением необходи­мой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания и про ceбя); определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. По строение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

- Использование простейших логических выражений типа: «...и/или», «если…, то ...», «не только, но и...». Элементарное обоснование высказанного  суждения.

- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информа­ции, использование компьютера, поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

  -  Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

            3. Сфера отношений с природой, обществом, товарищами

 - Начальные представления о взаимосвязи  человека, общества и природы, бережное отноше­ние к природе, стремление к хорошей учебе.

 - Начальные представления о роли труда в жизни людей, навыки коллективного труда и самообслуживания, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

- Интерес к прошлому и настоящему своей Родины, к подвигу героя Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдова, доброжелательное отношение к людям различных национальностей, уважение традиций своего народа, старшего поколения, сохранение памяти о них;

- Стремление к участию в делах школы, класса, проявление инициативы, стремление к взаи­мопониманию друг друга.

 - Знание правил учащихся и правил внутреннего распорядка школы, умение различать хоро­шие и плохие поступки, доброжелательное отношение к людям, начальные представления о ду­ховно - нравственных ценностях человека и общества.

- Начальные представления о красоте природы, человека, окружающей действительности, интерес к занятиям по искусству, музыке, танцам, художественной самодеятельности, стремление все сделать красиво.

- Начальные представления о санитарно - гигиенических правилах, умения и навыки их со­блюдения, знания о роли физических упражнений для здоровья, владение простейшими упражнениями, умение разумно распределять время учебы и отдыха, отрицательное отношение к вредным привычкам.

    4. Рефлексивная деятельность

- Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятель­ное установление последовательности действий для решения учебной задачи.

- Определение способов контроля и оценки деятельности, определение причин возникающих трудностей, путей их устранения, предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.

- Умение анализировать свои поступки.

11. Стандарт основного общего образования.

Образовательная модель выпускника основной  школы

       l. Познавательная деятельность

- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и вы­деление значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья: выделение характерных причинно-следственных связей.

- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандарт­ное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, . ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, aкcиому.

-  Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположении, понимание не­обходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, не­сложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ.

- Творческое решение учебных и практических задач - умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; уча­стие в  проектной деятельности.

     2. Информационно-коммуникативная деятельность

- Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно - смы­слового  анализа текста. Использование различных  видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). - Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспек­тов. Приведение примеров, подбор аргументов, выводов. Oтpажение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

- Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами», выбор и использование вырази­тельных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схем, аудиовизуальный ряд и др.) в со­ответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

 - Использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

 3. Сфера отношений с природой, обществом, товарищами

- Стремление к новым знаниям о природе, обществе, человеке, осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека, общества, природы, представление о роли человека в преобразова­нии окружающей действительности, умения сравнивать, анализировать, обобщать факты действи­тельности, умение аргументировать и доказывать свою позицию, бережное отношение к природе.

- Осмысление роли знаний в жизни человека, стремление к самостоятельному получению знаний, умения и навыки рациональной организации учебного процесса, самостоятельность, сис­тематичность и добросовестность в занятиях, стремление к самообразованию.

- Активное стремление к личностному самосовершенствованию: самопознание, самовыраже­ние, самоутверждение. Стремление к формированию и развитию организаторских способностей, деловитости, предприимчивости.

- Способность к осознанию собственных достоинств и недостатков: от отдельных поступков к личностным особенностям.

- Знание истории Родины, современных важнейших событий в стране и за рубежом, уважение государственных символов, традиций своего народа, страны, школы, знание основных фактов жизни и творчества героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Давыдова.

- Добровольное участие в жизни класса и школы, участие в обсуждении жизни страны и об­щества, инициатива и творчество в организации коллективных дел, активная работа в органах ученического самоуправления.

- Уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда человека, трудолюбие, умение коллективно трудиться, понимания необходимости в научной организации труда, самооб­служивание.

- Эстетическое восприятие предметов и явлений, стремление к развитию собственных творче­ских способностей, внесение эстетики в жизнедеятельность.

- Понимание необходимости здорового образа жизни, выработка санитарно - гигиенических привычек ухода за собой, отрицательное отношение к вредным привычкам, стремление удержать своих товарищей от приобщения к ним.

 4. Рефлективная деятельность.

 - Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определе­ние оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий, поиск в устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Сознательное  определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

- Владение умениями совместной деятельности; согласование и координация деятельности с другими её участниками; объектное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учёт особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинённый и др.).

- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

111.  Стандарт среднего (полного) общего о6разования

06разовательная модель выпускника средней  школы

 

1.Познавательная  деятельность.

- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно- следственного и структурно - функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Участие в проектной деятельности,  в организации и проведении учебно-исследовательской работы; выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, ес­ли...», самостоятельное создание алгоритма  познавательной деятельности для решения задач твор­ческого и поискового характера, формулирование полученных результатов.

- Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального за­мысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизи­ровать.

2. Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной  теме в источниках различного типа. Извлечение необхо­димой информации из источников, созданных  в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второсте­пенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развер­нуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от про­тивного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью  (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально­-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой ин­формации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видам публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, поле­мика), следование этическим нормам и правилам ведения  диалога, диспута, дебатов.

3. Сфера  отношений с природой, обществом, с товарищами.

- Понимание целостности и единства развития человека, общества и природы.

- Умение оценивать политику государства, знание гражданских и политических прав и сво­бод человека, уважение к государственным символам,  традициям своего народа, позитивное от­ношение к истории своего народа, к проявлениям патриотизма, понимание роли личности Д.В. Давыдова  в истории  Отечественной войне 1812 года и литературы 19 века.

- Потребность в участии в жизни коллектива и социальных объе­динений, потребность в участии в социально значимых проектах.

- Принятие как ценности активной жизненной позиции.

- Понимание значения связи науки и практики и необходимости в приобретении знаний, уме­ние самостоятельно добывать знание и применять их на практике, умения и навыки рациональной организации учения.

- Потребность в физическом совершенствовании, сознательное отношение к укреплению сво­его здоровья, отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании.

4. Рефлексивная деятельность.

- Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оце­нивание своих учебных достижений,  поведения, черт своей личности: учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности,

 - Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; постановка общей це­ли и определение средств се достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

- Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

- Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Осуществление осознанного выбора пу­тей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

          

 

    3.1.4. Принципы жизнедеятельности школы

 

­  Ясность миссии школы, желаемого уровня образования позволяет сформулировать принци­пиальные основные подходы к образовательной деятельности, способные привести к осуществлению намеченного.

    В соответствии со стратегией развития образования цементирующим стержнем программы, который должен пройти через все разделы и привести в действие механизмы качественного об­новления образования, обеспечить устойчивое развитие школы, должны стать  концептуальные принципы развития образования.

         Принцип  партнерства: консолидация возможностей школы, социума, родителей, подчинение

интересов партнеров целям обновления и развития школы.

Принцип целостности: создание единой стратегии скоординированного развития всех струк­турных подразделений школы, всех участников образовательного процесса.

Принцип саморазвития: достижение уровня самодостаточности образовательной системы школы, использование внутренних источников ее роста и адаптированности к изменениям в обще­стве (развитие самостоятельного целеполагания, самоанализа, диагностики на основе внутренних потребностей школы как организации).

Принцип гуманизма образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, что создаёт возможности для удовлетворения познавательных  потребностей и интеллектуального развития разных школьников.

Принцип демократизации управления школой как взаимодополнение эффективного управ­ления, соуправления (совместных управленческих действий педагогов и школьников) и развития, ученического самоуправления.

 

 

4.2.Концепция образовательной системы новой школы

4.2.1. Анализ проблем общего о6разованuя

 

    Совершенствование содержания и технологий образования направлено на разрешение ос­новных проблем общего образования. Основные проблемы общего образования, требующие пер­воочередного решения, решаются в школе следующим образом:

Проблемы, недостатки

Возможные пути решения проблем

1. Перегрузка содержания школьных программ, что приводит к ухудшению соматического и психического здоровья учащихся

 - разработка рабочих учебных программ на основе государственного стандарта общего образования, что позволит в среднем до 20% разгрузить содержание программ выделение в учебных программах обязательного и дополнительного компонентов

 - разработка оптимального учебного плана на основе федерального и регионального базисного учебного плана

 - использование здоровьесберегающих технологий обучения

 - совершенствование воспитательной системы, соединяющей обучение   воспитание и позволяющей рационализировать досуговую деятельность

2. Слабая практическая ориентация школьных  программ, что препятствует успешной социализации выпускников

Освоение педагогами деятельностного подхода в обучении, проектного метода обучения

3. Преобладает традиционная методика обучения, ориентированная на формирование знаний (господствует личностно-отчужденная парадигма), что не способствует мотивации обучения

- Формирование общеучебных умений и навыков; переориентация на компетентностный подход в обучении

- переход на современные компентноформирующие технологии обучения

 - широкое использование информационных коммуникационных технологий

4. Снижение качества общего образования, что не соответствует социальному заказу общества, родителей, учебных заведений профессионального образования

- использование новых технологий обучения

 - непрерывное самообразование учащихся

 - целенаправленная работа по повышению квалификации педагогических кадров

5. Ослабление воспитательной функции образования

 - превращение воспитания в приоритетное направление деятельности школы

 - органическое сочетание урочной и внеурочной воспитательной работы

 - разработка и создание воспитательной системы, обеспечивающей воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толерантности

 - совместная деятельность школы с учреждениями дополнительного образования детей и другими социальными партнёрами.

- развитие дополнительного образования детей в общеобразовательной школе

 

    Комплексное разрешение обозначенных проблем представлено в образовательной програм­ме школы: многоуровневость и вариативность, обеспечивающие образовательные потребности учащихся на базовом, повышенном и коррекционно-развивающем уровнях.

 

      3.2.2. Приоритетные о6разовательные направления

 

      Предшкольное образование. Совершенствование интеграции системы предшкольной подготовки в дошкольной группе и школьного образования позволит сгладить остроту перехода от дошкольного к школьному образованию, обеспечивая преемственность и создает условия для более успеш­ной реализации целей.

      Предпрофильная подготовка (5-9 классы). Школа предлагает учащимся и их родителям возможность  определения профессионального пути, начиная со второй ступени обучения.

      Профильная подготовка. Довузовская подготовка: ЕГЭ, организация группы довузовской  подготовки (УГПУ), дистанционное обучение, консультирование. Организация ин­дивидуальных и групповых занятий за счет часов школьного компонента и родительских средств  позволяет подготовить выпускников школы к поступлению в вузы..

    Дополнительное образование (кружки,  спортивные секции). Интеграция возможностей дополнительного образования и общего образования с целью выявления и развития одаренностей детей по различным направлениям. Увеличение времени пребывания учащихся в школе для интеллектуального, творческого и физического развития, отвлечения от негативного влияния окружающей среды. Привлекательным для родителей и учащихся школы является представление услуг до­полнительного образования в стенах образовательного учреждения и позволяет в большей степени развивать творческие, физические способности школьников.

 

 

 

Дошкольная группа полного дня:

Цель: обеспечение равных образовательных возможностей для перехода дошкольников на первую ступень обучения в школе.

Задачи:

1. Выработка единых требований к подготовке будущих первоклассников.

2. Более раннее выявление детей со слабыми образовательными возможностями, своевре­менное оказание психолого-педaгoгической помощи.

3. Решение проблемы преемственности начальной ступени обучения и дошкольного образо­вания.

4. Создание условий для  прохождения адаптационного периода.

   Приоритетные цели обучения:

 1. Обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образо­вание.

2. Обеспечение условий для непрерывного образования.

        3. Представление широких образовательных услуг по различным формам обучения с приме­нением современных информационных и педагогических технологий.

1 ступень

Задачи:

1. формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека;

2. создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

3. формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечело­веческих моральных ценностей; развитие творческих способностей.

           Реализация основных образовательных программ:

.- общеобразовательные (1-4 классы)

- коррекционно-развивающие (индивидуальные образовательные траектории)

- развивающие (индивидуальные образовательные траектории).

11 ступень

Задачи:

1. Изучение основ наук, установление единой системы знаний, получаемых по разным дисципли­нам

2. Совершенствование системы предпрофильного обучения (5-9 классы)

Реализация основных образовательных программ:

- общеобразовательные (5-9 классы)

- коррекционно-развивающие (индивидуальные образовательные траектории)

- развивающие (групповые и индивидуальные образовательные траектории).

111 ступень.

Задачи:

1. Создание системы профильного обучения ( обучение на курсах по подготовке к поступлению в УГПУ (на основе договора)

2. Предоставление широких образовательных услуг за счет  ресурсов дополнительного обра­зования, в том числе и на платной основе

      ( подготовка к ЕГЭ, к поступлению в вузы)

Реализация основных образовательных программ:

- общеобразовательные (10-11 классы)

         - развивающие (групповые и индивидуальные образовательные траектории)

 

4.3. Концепция управления качеством образования

   Достижение целей, поставленных перед школой программой модернизации образования, не­возможно без модернизации самого образовательного процесса. В самом образовательном процес­се скрыты большие потенциальные возможности повышения качества образования.

Основные резервы повышения качества обучения:

                

    Совершенствование урока:

1. Целевая эффективность обучения. Чёткое определение целей урока (триединая дидактическая цель), направленных на достижение запланированных результатов, соответствующих требова­ниям государственного стандарта общего образования. Организация действий учащихся по принятию целей учебного занятия.

2. Умелый отбор учителем и структурирование учебного материала в соответствии с переходом на новые государст­венные стандарты: выделение главного и второстепенного учебного материала. использова­ние внyтри- и межпредметных связей, связи с жизненным опытом учащихся, практикой.

3. Использование методов обучения, максимально активизирующих познавательную деятель­ность учащихся; умелое сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения;

4. Применение разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся;

opгa­низация продуктивной самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

приоритетное использование групповых и парных форм работы наряду с индивидуальными и фронтальными.

5. Использование кроме традиционного урока, нетрадиционных форм организации учебного про­цесса (семинаров, практикумов и т.п.).

6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их не­успеваемости.

Совершенствования учебного занятия и повышение его результативности через овладение педагогами умениями, позволяющими эффективно управлять качеством обучения:

1. Разработка рабочих учебных программ на основе существующих программ и государственных стандартов образования; перспективное и текущее планирование учебного процесса (темати­ческое планирование, технологическая карта, поурочный план);

2. Формирование у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях;

3. Осуществление дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной дея­тельности учащихся и оцениванию ее результатов;

4. Осуществление всеохватывающего характера текущего контроля (самоконтроль, взаимокон­троль);

5. Проведение диагностики результатов образовательною процесса;

 6. Внесение коррективы в учебный процесс, осуществление рефлексии своей деятельности и деятельности учащихся с учетом полученных диагностических данных.

7.Ориентация школы на выявление и поддержание одаренности детей по различным направлениям :

7.1. Интегрированное изучение (в системе основного и дополнительного  образования) проблем, которые выбраны самими учащимися;
7.2. Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
7.3. Поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

7.4. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

7.5. Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

8.Вырабатывать единых подходов к диагностике, контролю и оценке знаний, умений и навыков, способов деятельности учащихся, основанных на требованиях новых образовательных стандартов.

Изменение позиций участников образовательного процесса учителя и учащегося.

    Учителя школы используют современные образовательные технологии в образовательной деятельности. Это по­зволяет постепенно перейти от традиционного обучения к инновационному, при котором ученик рассматривается как субъект собственного развития, основным способом обучения становится деятельностно-практический, ориентированный на развитие каждого ребенка. Такой способ обучения позволяет достичь более высокого качества образования: в процессе усвоения учащимися знаний и умений осваивается новый социокультур­ный опыт, методы и способы познания, активизируются внутренне саморегулирующие механизмы развития личности

4.4. Ресурсы новой школы

- высококвалифицированные кадры руководителей и педагогов;

- программно - методическое обеспечение образовательного процесса;

- нормативно - правовое обеспечение инновационных процессов;

- материально-техническое обеспечение инновационной деятельности;

- система мотивации участников инновационной деятельности;

- система государственно-общественного управления ОУ, позволяющая вовлекать в систему управления всех участников образовательного процесса и широкую общественность;

- финансово-экономическое обеспечение развития школы.

     Для реализации концепции школы имеются все необходимые ресурсы:

     во-первых, высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный адекватно реа­гировать на модернизационные процессы в образовании и в целом в стране:

    во-вторых, нормативно-бюджетное финансирование позволяет планово и рационально рас­пределять средства на обеспечение образовательного процесса;

    в-третьих, привлечение внебюджетные средства на создание благоприятных внутренних ус­ловий жизнедеятельности школы (организационно-педагогических, социально-психологических, бытовых, эстетических).

    Совершенствование работы органа государственно-общественного управления  - Попечительского совета школы (фонда Д.В. Давыдова),   являющегося важным условием инвестиционной привлекательности школы. Повышение инвести­ционной привлекательности общего образования позволит обеспечить приток финансовых, мате­риальных, интеллектуальных и иных ресурсов.

    Реальным источником увеличения внебюджетного фонда школы могут являться гранты, уча­стие в конкурсах национального проекта «Образование».

 - нормативно - правовое обеспечение инновационных процессов;

 

         4.5. Проект новой системы управления школой

 

    Исходя из результатов проблемно - ориентированного анализа требует своего обновления        система управления школой как единого организма.

   Основу проектируемой модели составляют стратегические задачи программы развития:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества об­разования в соответствие с требованиями современного общества;

-  разработка и совершенствование механизмов управления, адекватных задачам развития

системы образования;

- создание и совершенствование экономических механизмов, обеспечивающих инвестици­онную привлекательностъ образования.

     Особенностью нового периода в управлении является работа школы в условиях экономи­ческой самостоятельности и внедрения модели общественно - государственного управления. Управление школой в новых условиях должно строиться на фундаменте демократичности, максимальной открытости и прозрачности происходящих образовательных, финансовых мероприятий.

      Приоритетными функциями управления определяются: коллективное планирование, орга­низация деятельности, руководство и контроль.

     Определение перспектив и направлений развития школьного сообщества происходит на основе комплексного анализа, сделанного руководителями подразделений (зам директора по УВР, по BP), педагогическим (педагогический совет), родительским (родительское собрание), ученическим (Детская ассамблея «Патриот») коллективами.

     Руководство реализуемыми мероприятия, осуществляет  директор школы совместно с  представителями сообщества, в лице Попечительского совета в 2 полугодии 2011г., с 2012 г. - Управляющего совета школы.

    Ведущая функция контроля возлагается на Управляющий совета школы, который осуществляет ее максимально открыто, гласно.

 

Hosted by uCoz