"Делу  время-- потехе  час"

При перепечатке материала ссылка на источник и авторов обязательны

Театрализованный праздник для учащихся начальных классов ( устное народное творчество и народные промыслы).
Ведущая (учитель) Мы вас приветствуем с любовью!
И как ведется испокон
Гостей встречаем хлебом- солью,
Вам, дорогие, наш поклон! (Песня "Ярмарка" - фонограмма или исполнение фольклорной группой. Едет дед Егор, а навстречу ему 2 скомороха)
Скоморох Здорово, дед Егор!
Дед Здорово, коли не шутишь.
Скоморох Куда, дед, собрался?
Дед Не вишь - на ярманку еду.
Скоморох На ярманку, слыхал?
Скоморох А что делать - то там будешь? Глаза продавать?
Дед Да вот везу сундук с игрушками с разными разностями, взрослым на потеху, детишкам на забаву. А уж какие у меня там вещички, все чудесные по расписные.
Скоморох Сундук? А где сункук - то?
Дед Да вот же он. А где сундук - то? Эх, потерял! Уснул и потерял! Ай, яй, яй. Что делать, ума не приложу.
Скоморох Да погоди ты, дед Егор, горевать. Мы тебе поможем, пойдем сундук твой искать. Уж помогите, люди добрые!
Скоморох Ты поезжай назад по дороге, а мы здесь напрямик. (Скоморохи несут сундук.)
Скоморох А вот и сундук, что дед Егор потерял.
Дед Вот он мой сундук. А видали, что у меня там?
Скоморох Твое добро, тебе и показывать.
Дед Открывай! Младые, поди, таких вещичек не видали! Вот и рты поразинули! Ложки-то какие, хохломские, расписные. Золотом покрыты, лаком все облиты.
Ведущая. Помогу тебе, дед, раскрыть секрет.
Эта волшебная роспись появилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Труден путь хохломских изделий. Липовые, осиновые или березовые заготовки сначала натирают жиденькой глиной, сушат, затем наносят несколько слоев льняного масла, снова сушат, затем натирают алюминиевым порошком, это служит фоном для рисунка. Рисунок наносят масленой краской, поверх росписи наносится олифа или лак, да не однажды, и ставят в печь калить. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый блеск
Дед Ими не только щи едать, можно и поиграть.
Скоморох Ну-ка, дедок, дай хоть разок!
Скоморох Что нам скрипка, что нам бубен,
Мы играть на пузе будем.
Пузо лопнет, наплевать,
Под рубахой не видать. (Скоморохи, сидя на краешке сундука, играют на ложках).
Скоморох А вот здесь, в сундуке, матрешка какая-то, ну-ка мы ее достанем.
Дед Не какая- нибудь, а семеновская. Посмотрите!
У Семеновской матрешки
Разноцветные одежки,
Поиграли, порезвились,
И одна в одну сложились.
Ведущая Ребята, сначала матрешку вытачивают на специальном станке. Затем матрешку отшлифовывают и грунтуют крахмальным клейстером трижды. Затем наносят контурный рисунок: лицо, платочек, фартучек. Раньше контуры наносили тонко очищенными гусиными перьями. Для росписи применяются водорастворимые, светостойкие красители. Художники сумели в матрешке выразить русский национальный дух, характер русской женщины. показать костюм, особености внешности: русые косы, голубые глаза. Потом только матрешек лакируют два раза и сушат.
Дед Ну-ка, попробуем ее платком накрыть. А платок мой не простой! Ты игрушку им накрой. Посчитай -ка!
Скоморох Раз, два, три:
Дед А потом уже смотри! (появляются девочки в костюмах матрёшки)
Матрешки Мы матрешки расписные,
Ох и раскрасавицы!
Спляшем пляску вам такую-
Сразу всем понравится! (танец матрешек)
Скоморох Мы с вами не прощаемся,
На ярмарке встречаемся.
Торопимся народ веселить,
Без нас не обойдешься ведь!
Ведущая Сядем рядышком на лавки,
вмете с вами посидим,
загадаем всем загадки,
кто смышленей, поглядим.
Дед Кому загадаем? Старый я, чтоб загадки отгадывать
Ведущая. А вон кликнем народ, что на ярмарку идет. ( участникам праздника загадывает загадки)
Морщинистый Тит всю деревню веселит. (гармонь)
То худеет, то толстеет, на весь дом голосит. (гармонь)
А кто еще знает загадки про гармошку? ( ребята и участники представления загадывают и отгадывают загадки. Выходит молодец с гармонью)
Молодец Эх, гармошечка-двухрядка, я спою, а ты сыграй-ка! (поет песню про несчастную любовь)
Дед Эх, милок, нашел, о чем горевать. Поглядика: девок-то сколько, красивых да ладных. Эх, где мои семнадцать лет?! (появляется группа девочек и мальчиков в русских костюмах)
Куда, друзья, путь держите, такие веселые да нарядные?
Девочки На праздник, на ярмарку идем, оттого нарядные да веселые.
Дед Вам весело, да на нас тоска напала.
Девочки Кто веселит народ, того горе не берет. Эй, ребята, споем частушки, чтоб у некоторых зашевелились ушки. (поют частушки)
Мальчик Мы к вам свататься не будем,
Хоть собой гордитеся.
Никто замуж не возьмет,
В девках засидитеся.
Девочка Милый мой, не задавайся,
Ты не очень-то хорош,
Ты на шарика, на бобика,
На тузика похож.
Мальчик Всю неделю не спалось,
Да еще не елося,
Мне давно с тобой, Катюша,
Поплясать хотелося.
Девочка Ты, миленок, не свисти,
Тебе меня не провести:
Я хоть и молодая,
Знаю, как себя вести
Мальчик На прощанье, вам, девчата,
Мы хотим сказать одно:
Честно слово, здесь на девки,
А осиное гнездо.
Девочка У гармониста вашего
Трепана гармошка,
На ярмарке других найдем,
Подожди немножко. ( уходят)
Дед Как же славно и попели и плясали!
Но а это чудо не видали? ( достает дымковские свистульки)
Вед. Хоть мы и молодые, а кое- что знаем. Известно, что дымковскую игрушку создают народные мастера города Вятки и в Дымковской слободе. Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история. Пока игрушка станет вот такой, она должна три раза родиться. Превый раз она рождается, когда ее вылепят. Тогда она вся коричневыя, как шоколад, и очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. От сильного жара она раскаляется. Теперь она вся черная, зато крепкая. Так игрушка рождается во второй раз. Потом ее раскрашивают - это будет ее третье рождение.
Дед. Спасибочки, спасибочки. Тепереча отгадаете загадки умеючи. (загадывает загадки)
Сверху- дыра, снизу- дыра,
А в середине- огонь да вода. (самовар)
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит, кипит, всем пить чай велит. ( лальше дети тоже загадывают загадки про самовар. Выходит Самовар с Чашками -девочками)
Вот он, его величиство, самовар. (танец Чашек)
Дед. Что-то я засиделся, мне же на ярманку ехать! Где добрые люди, помогли бы мне доехать! (появляется Емеля)
Емеля Вы колодца не видали?
Мне подруженьки сказали,
Чтоб водицы я принес,
Что с меня - де будет спрос.
И за то кафтан лиловый
Купят на базаре новый.
Ведущая. Ты, Емеля, погоди,
И ведром тут не маши,
Видишь, сколько здесь ребят,
Поиграть они хотят.
Емеля Чего-чего - мне не охота!
Лучше б задали работу:
Мне б на печке полежать
И всех мух пересчитать.
Ведущая. Ты нас лучше не серди,
Скуку тут не разводи
Емеля Ладно, ладно. Играть так играть. (приглашает участников представления и учит игре "Заплети плетень")
Ведущая. В народе молва ходит, что ты волшебные слова говоришь, чудеса творишь. Про печку самоходную мы знаем, а еще то можешь?
Емеля. По щучьему велению, по моему хотению в ведрах подарки появись! (из ведра достает глиняные расписные ирушки, изготовленные руками ребят - кружковцев, и раздает участникам праздника)
Ведущий Ну, Емеля, молодец! Вот и празднику конец. Кому праздник понравился -на этом рисунке- петрушке красный кружочек прилепи, кому не очень - ведущей советом помоги! (рефлексия)
 

Авторы сценария: Мухамметжанова В.С.( педагог дополнительного образования).

                                 Маклакова Н.В. (учитель начальных классов.)

Hosted by uCoz