В начале жизни школу помню я...
Музейный спектакль в 3 мини-действиях

Автор сценария - зам. директора по учебно- воспитательной работе С.Узбекова.2007 г.

Действующие лица:
Дед, Внук, Давыдов Николай Николаевич, Давыдова Софья Петровна - жена, Акулина - дворовая девка, Семка, Ванька - крестьянские мальчики. Варя, Саня - ученицы школы, Целебьев Пётр Васильевич - директор школы, Финк, Курочкин, Бракалова, Курочкина, Васильева - учителя школы.
1 действие. 1867 год. 1сцена.
/Женская фольклорная группа поет народную песню. Дед плетет лапти. Внук нехотя помогает ему./
Внук. Дедя, расскажи мне про нашего барина, про Дениса Василеча!
Дед. Про Василева сына Дениса говоришь? Хоробрый был наш Денис, шибко хоробрый! Ни хранцуза, ни царя не боялся :
Внук. Даже самого царя?!
Дед. Тиха! Сорвался с дурного языка! Эх..! В грех душу не вводи, учись лучше лапти плести1
Внук. Дедя, не хочу я лапти плести да лопатой грести. Летось сам баил, шо голова без ума шо фонарь без свечи. Я учиться хочу. В уездное училище меня отвези!
Дед. Шутка ль-отвези! Стяблый ты такой. Раздет, разут. Скомлеешь да зачавришь в городу-то. Со всей нашенской Мазы-то В Сызрани-городу в училище -то один Мишка Бадигин учится , третий год уж мучится.
Внук. Дедя, дедя, сам же вечор баял, шо корень ученья горек, да плод его сладок:Отвези меня в училище!
Дед. Брысь отсель, пока лаптем не огрел!
Внук. Дедя, не ты ль утресь баял, шо без муки нет науки:
Дед. Баял, баял!.. Так-то оно так: к мягкому воску печать, а к юну - ученье. Но то ли дело было при барине- герое1.. Как токо приехал Денис Давыдов в сельцо наше, энту саму школу завёл для дворовых и хрестьянских мальков. И твой батька тожесь хотел в школу ихнюю. Но в одночасье барин-герой помер-царствие ему небесное!-и о школе забыли и закрыли:
Внук. Дедя, вишь, как я выбухал за лето! Хватит мне баракать да баклушничать!
Дед. Пра, пра, внучок.
Внук. Дедя, ну отвези ж меня в школу-то!
Дед. Брось веньгать! Эх и назола ты!../встаёт/ Вот ради-для внучка сего дня ж к барину придется с поклоном иттить:
Сцена 2
/За стеной поёт женская фольклорная группа. Н.Д. Давыдов разбирает бумаги. На столе гусиное перо с чернилами, гусарский кивер/
Николай Денисович. Ай да Давыдов! Айда Денис! Ай да отец! Здесь, в Мазе, за каких-то десять лет написал 20 мемуарных и исторических трудов! И сколько стихов здесь же он сочинил!/ читает одно стихотворение Д.Давыдова мазинского периода о любви /
Жена. Как скучно мне здесь, как скучно! Не понимаю, как в этой глуши можно влюбляяться, что-то творить и сочинять:Николай Денисович, давай съездим в Пензу или в Симбирск на дворянский бал, все-таки ж я урожденная Бестужева- Рюмина:
Николай Денисович. Послушай, душенька, вот, что пишет отец мой Бестужеву-Марлинскому: " Хлебопашец и любитель словесности, --и жизнь моя заключается в кабинете или в поле, где не стыжусь порою поднять плуг солдатскою рукой, иль поселян в кругу, в день летний золотой взмахнуть среди лугов железною косой:"
Жена. В последнее время вы совсем не сызволите меня слышать, Николай Денисыч! Может быть, сызволите прочесть ещё хотя бы о любви!?
Николай Денисович. Да, " мир и спокойствие-и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете, но повеет войною-он тут же, торчит среди битв, как казачья пика. Снова мир-и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, Семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты во всех её отраслях-в юной ли деве:"
Жена. Ну нет, сударь1 Вам не кажется ли, что терпенье моё иссякло вконец! Я завтра же уезжаю, уезжаю в Москву!
/ Исполняется романс на слова Д. В.Давыдова "Море воет, море стонет" /
3 сцена.Сени барского дома. Стук в дверь.
Акулина. Кого нелегкая принесла?
Дед. Прохор, Терентьев сын. Отопри, Акулька!
Акулина. Пошто взбулгачишь в столь поздний час!?
Дед. Неровен час, барин могет уехать. Пущай к ним.
Акулина. Чуть --и ночь на дворе, нашел время на посиденки ходить! Да некогда барину ходатаев встречать и провожать. Оне вещичкии да бумажки отца сваго перешобалтывають.
Дед. Пусти, говорю. У меня к ним дело зря срочное!
Акулина. Намо чай!
Дед. Чё гордыбачишься , збрёха-девка1 А ну-ка! /проходит/
4 сцена.Акулина подслушивает.
Дед. Дай Бог здоровьица, барин! / кланяется/ Прости нас, барин. Внучок-то малый замулызгал меня, надоумил к тебе иттить. Позволь просить за внука сваго.
Николай Денисович. Проси, дед Прохор.
Дед. Христа ради, заведи в Мазе школу, шоб хрестьянские дети грамоте учились как при барине-герое.
Николай Денисович. Давно думаю это устроить, да только вот вчера от уездного главы письмо с разрешением получил, дает треть денег на содержание..Я буду попечителем этого начального училища. А учить будут Михаил Бадигин, священник местный-- Алексей Травин, приедет и учительница.
Дед. Дак где же и чему будут учить в энтом училище, барин?
Николай Денисович. Закону Божьему, родному языку с церковнославянским и арифметике.
Дед. Арихметике?!
Николай Денисович. Завтра же с сельским старостой определим помещение около церкви, истопника для квартир учителей определим.
Дед. Благодарствуйте, барин, благодарствуйте! Эх, будет внучок на седьмом небе от счастия-то!:
Акулина. Не верю ушам своим-вот дурище! Будет в Мазе училище!!! Сюда приедут сразу три учительницев! Побегу, скажу всем с улицы Садов!

Действие 2. 1917 год. Сцена 1./ Во дворе школы/
Семка. Ванька, ты слыхал, в Мазу, как там его, ополноумоченный из Дворянской Терешки прехал? В школе народ на собранье собрал:
Ванька. А тятя мой вчерась от шабра слыхал, шо восейка в Петрограде царя скинули!
Санька. Как скинули?! Да хто ж тяперь царем-то будет?
Ванька. Дурак ты, Семка. Царя не будет. Будут какие ты большаки и их главарь Лелин. Оне, бает шабер, дадут власть беднякам, вроде тебя и меня. И бедняков совсем не будет.
Санька. Вот энто да! Ай да Лелин, ай да большаки1
Ваня. Чё орёшь как оглашенный! Мамка вечор сказала, шо на том свете черти их на сковороде будут жарить за грехи-то!
Семка. Ну и латрыга ты, Ванька! Брось базарить, луще пойдём да послухаем в школе , о чём калякает энтот, как его там, ополоумученный. Сцена 2. / В сенях школы /
Семка. Чу! Слышь, в классе нашем кильдим какой-то! Айда пройдём в переднюю для учителей. Оттудова слышней будет.
Ванька. Ты чё, годок, не гоже энто. А если нас заметют?
Санька. Тогдась батюшка- законоучитель тебя на сковороде сжарит да на ужин слопает!
Ванька. Ну, Семка, брось подскрыливать да хабалить. / Почти ползком пробираются в учительскую/ Тиша! Вишь, на столе бумага кака-то. Написано /читает по слогам/: "Отчёт на 12 декабря 1917 года. Верхнемазинское начальное училище. 3 класса. Учащихся 96 мальчиков и 68 девочек. 2 здания собственных, 1 наёмное. Почётный блюститель с1912 года Николай Николаевич Давыдов:"
Сёмка. Вот сдалась те, Ванька, бумага энта! Начал как пономарь читать:
Ванька. Я читаю хорошо. Меня все три учителки хвалют. Слушай, в бумаге дале пододно написано, шо в нашенской школе 190 томов книг на сумму 89 рублёв 42 копеек. Наглядные пособия в 43 тома на сумму 202 рубля 45 копеек. Неотложные нужды училища: необходимо выкрасить крышу и пол перестлать в раздевалке, поправить погреб:
Семка./ прислушивается к гулу в классной комнате/ Слышь, Ванька, полномученник из Дворянской Терешки толкует про каку-то слабоду беднякам! Калякает, шо без хреста на шее ходить можноть будет! И в школе розгами пороть не будут! Вот чудеса так чудеса1 Без хрестов? Ну и чё без хрестов! А по мне ищо луще без розгов1 Бегём, Ванька, в Разноту-- разгонять тоску! / Берет розг с учительского стола и протыкает им " Отчет" и, как флаг держа в рук,е, разгульно весело уходит . За ним выходит и Ванька./

Действие 3. 1941 год Сцена 1/звучит фрагмент "Священной войны"/
Саня. Варька, айда в школу!
Варя. Не пойду я, Санька, в школу, хоть холозом тащи.
Санька. Как же, шесть лет ходила, а теперь не пойдешь?!
Варя. Неча там делать. Война смертельная идет, какую всем патерьбу несет!
Санька. Айда, Варька. Война не сегодня так завтра кончится, а учиться надоть.
Варя. Те надо--ты и ходи. Мне, по-твоему, отца с фронта сложа руки ждать?! Надоть жербиёк зарабатывать, хворост на дрова рубить, мамке трактор заводить. Щас и без ученья много мученья.
Санька. Ну, Варька, ты как хошь, школу не брошу я, хоть все шобоны развалилися. Все сродники мои на фронте. Скоро тоже в санинструкторы или в летчицы попрошусь. Вот тогдась-- ни монаток, ни костей не соберет вся фашистская мразь!
Сцена 2./ На столе архивная тетрадь протоколов заседаний педагогического совета школы за 1940-1942 годы. Горит керосиновая лампа. /
Целебьев. Как директор школы, я считаю необходимым поставить в известность райОНО о вчерашнем самовольном уходе учащихся 7 класса с урока литературы. Организаторами ухода являются Усольцев и Бутузов. В кратчайший срок надо рассмотреть этот факт. По итогам 1 четверти отсев в нашей Верхнемазинской семилетней школе составляет 168 человека. Вечерняя школа для подростков, бросивших школу, тоже не работала за неимением керосина для ламп. Товарищи учителя! Необходимо посещать тех родителей, дети которых пропускают уроки или учатся плохо. Перед уроками надо ввести 15минутки о сообщениях Информбюро с фронта. Из активных ребят нужно организовать тимуровские команды в количестве от 5 до 10 человек. Организовать среди учащихся сбор металлолома в фонд обороны. В школе и в своих десятидворках учителям срочно развернуть работу по ПВХО-по противоздушной и химической обороне. Инструктором назначить товарища Капустина. Обучение по ПВХО закончить до 20 ноября. Товарищу Брыкаловой среди учителей немедленно начать занятия школы медсестер. Учителей необходимо прикрепить по колхозам Верхней Мазы для выпуска стенгазет. Учительнице начальных классов товарищу Баранниковой на утренник, посвященный 24 годовщине Великой Октябрьской революции, приготовить с учениками песни о Красной Армии и декламации:Слово просит учитель Финк.
Финк. Товарищи! Для улучшения дисциплины надо штрафовать учащихся, которые нарушают дисциплину!
Капустин. Я против товарища Финка. Большинство учащихся бросают учебу, уходят с уроков ввиду плохих экономических условий: отец на фронте, нет обуви.
Брыкалов. Я поддерживаю товарища Капустина. Нам надо организовать дополнительные занятия для слабых и пропускающих по уважительной причине. Товарищи, надо оживить работу учкома и комсомольской организации учащихся.
Васильева. Товарищи, необходимо вести беседы о бережном отношении к имеющимся учебникам, тетрадям. За неимением уже многие пишут на полях старых газет. Дров почти нет, в классах холодно, в непроливайках чернила замерзают:
Целебьев. Товарищи учителя! А на фронте каково нашим красноармейцам?! Каково в окопах?! Я, директор школы Целебьев, в дополнение к ранее сданным в фонд Красной Армии облигациям сдаю облигации на сумму 300 рублей, полтора килограмма овечьей шерсти чесаной, шапку зимнюю на 35 рублей.
Курочкина. Я, учительница Курочкина, к ранее сданным облигациям на сумму 900 рублей сдаю залоговую квитанцию на сумму 320 рублей с тем, чтоб деньги были перечислены на заготовку фуража для Красной Армии. Сдаю также одну сырцовую овчину.
Васильева. Я, учительница Васильева, сдаю 5 залоговых квитанций на сумму 1100 рублей, пару тёплого белья, всю зарплату за октябрь месяц тоже сдаю на строительство танковой колонны имени Куйбышева. Подписываюсь также на денежно-вещевую лотерею. / поправляет фитиль лампы/ Керосин кончается, товарищи.
Целебьев. Товарищи учителя Верхнемазинской семилетней школы! Подводя итоги педагогического совета, принимаем решение: проводить всю работу под лозунгом "Всё для фронта, всё для развития патриотического духа!" Педсовет окончен. До завтра, товарищи! Все. До завтра. / Звучит песня "На краю деревни старая избушка, там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына вспоминает, он в краю далёком Родину спасает :

Hosted by uCoz