Интерактивная экскурсия в историю Верхнемазинской школы
«Аз да буки – к мудрости ступеньки»
( читайте в "Учительской газете" № 4 за 2007 г.)
Вы хорошо знаете, что хранилищем прошлого являются музеи. Один из них почти более 25 лет работает в Верхнемазинской средней школе имени Д.В. Давыдова. Известно, что десять последних лет своей недолгой жизни. Денис Васильевич прожил в селе Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии.
В прошлом голу нашей школе исполнилось 140 лет. «Опросной лист» из архива Симбирской губернии рассказывает о том, что в 1867 году сын героя-поэта Д.В. Давыдова отставной штабс-капитан Давыдов Николай Денисович рядом с церковью построил деревянное здание и принял непосредственное участие в создании школы первой ступени: стал её первым попечителем. В 1872 году в с. Верхняя Маза было открыто волостное начальное народное училище. В конце октября 1879 года в Верхнюю Мазу по распоряжению директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова приехал инспектор Фармаковский, ознакомился с обучением детей, посетил уроки и написал отчет по осмотру начального народного училища. По данному отчету инспектора, в училище было три отделения: старшее, среднее, младшее, учились 28 мальчиков. (Ф.99, оп.1, д.912, 82-84).
В школьном музее также есть копии других архивных документов, рассказывающих о том, что ежегодно школа получала от попечителя и казны средства на обучение. Перед вами «Отчет о содержании народных училищ» - Ф.99, оп.1, д.1242, л.18-19, «Служебный список начальных училищ 1895 г.- Ф.99,оп. 1, д.1251, л..7-8) По этим документам можно узнать о том, как попечитель школы Николай Денисович заботился об обучении верхнемазинских детишек.
В нашем музее можно увидеть вот такую чернильницу из усадьбы Давыдовых. Им пользовались и Денис Васильевич и Николай Денисович.
К сожалению, не все желающие в это время могли учиться в школе: за обучение детей крестьяне должны были платить деньги – это был общественный сбор.
Как крестьяне приводили детей в школу?
Держа сына за руку, отец с поклоном передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму да за леность «угощать» побоями. Отец просил учителя:
«Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи – чаще плеткой хлещи!».
Чтоб идти в школу 19 века, надо было хорошо приготовиться. Как? Во-первых, надо одеться. Без чего невозможно было идти в школу?
Об этом узнаете, если отгадаете загадки:
1. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.
2. Весь в крестах, а почета нету.
3. В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер.
4. Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет.
Молодцы, все вы догадались, о чем идет речь, но первым был….. Поэтому я с удовольствием даю вам померить эти лапти.
Посетив уроки в Верхнемазинском начальном училище, инспектор народных училищ отметил, что ученики показали удовлетворительные знания по Закону Божьему, родному языку, чтению. Он доложил Директору народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянову о том, что в день осмотра Верхнемазинского училища расписание уроков не было вывешено. Помогите верхнемазинскому учителю Михаилу учителю Бадигину! Посмотрите на это расписание уроков, и скажите, нет ли ошибок, могло ли оно быть таким в 19 веке.
1. Арифметика
2. Закон Божий
3. Родной язык
Без сомнения, вплоть до 1918 года самым главным уроком в расписании был Закон Божий, на котором изучали Библию, на дом дети получали задание учить библейские истории и молитвы. Молитвы были написаны с помощью букв кириллицы.» Лучше всех ученики знали молитвы перед ученьем и после ученья. Хотите прочесть? Попробуйте! Слайд 25.
Молитва предъ ученiем.
Преблагiй Господи! Ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы внимая преподаваемому нам ученiю, возросли мы Тебе, нашему создателю, во славу, родителям же нашим на утешенiе и Отечеству на пользу.
Молитва после ученiя.
Благодаримъ Тебе, Создателю, яко сподобилъ еси насъ благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей. Ведущих нас къ познанiю блага, и подаждь намъ силу и крепость къ продолженiю ученiя сего.
В нашем музее вы можете полистать книгу «Сказание о святом Георгие», изданную в 1849 году. На титульном листе чернилами выведено: «Сия книга принадлежит Александру Асокину». На стенде можно увидеть фотографию его потомков – верхнемазинских крестьян Осокиных. Эта книга как большая ценность передавались из поколения, по ним училось несколько поколений Осокиных!
А с 1875 года ученики 1 класса учились вот по такой «Азбуке» графа Льва Николаевича Н.Толстого.
Начиная с 1864 года, многие поколения крестьянских детей учились читать и писать по учебнику Ушинского.
А теперь подскажите последнее слово в пословицах:
1. Аз да буки избавят нас от …(скуки)
2. Аз, буки, веди - страшат что …(медведи)
3. Азбука – наука, а ребятам – ….(мука)
4. Азбука – к мудрости ….(ступенька).
В школе 19 века розгами наказывали ученика за отсутствие старания, леность в учебе, за малейшую шалость, за непослушание, так же поступали, если кто-нибудь дома оставлял ученические принадлежности.
Отгадайте, что лежит в этой холщовой суме ученика 19 века.
1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (правильно, это книга).
2. Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, и он будет говорить (правильно, отгадавшим первыми эту загадку дарю гусиное перо)
Как вы думаете, трудно было учиться в 19 веке?
Да, трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
Но старались: стыдно было не учиться ничему…
Знал каждый крестьянский мальчик:
Чему Ваня не научился, того Иван не ……(выучит).
Плод ученья …(горек), а плод его…..(сладок).
Автор проекта экспозиции и музейного часа –
Узбекова Софья Сергеевна,
зам директора Верхнемазинской СОШ имени Д.В. Давыдова.